Как чинят медтехнику в России? Что входит в обязанности мастерской? Как составить договор? "Особенности национального сервиса"
Ответственность за техническое обслуживание (в дальнейшем "сервис") медицинской техники несет предприятие-изготовитель продукции. В его обязанности входит не только обеспечение необходимого качества и надежности изготавливаемой техники, но также и следующие обязательства:Представляется совершенно необходимым, чтобы все перечисленные обязательства предприятия-изготовителя в том или ином виде были отражены в договоре на поставку изделия вне зависимости от того, осуществляется ли поставка самим предприятием-изготовителем или дистрибьютором (дилером). В последнем случае к договору на поставку изделия должно прилагаться аккредитационное письмо (в оригинале), в котором предприятие-изготовитель уполномачивает дистрибьютора (дилера) осуществлять сервис изделия.
Допускается, что сервис может осуществляться пециализированной сервисной организацией, не являющейся поставщиком изделия. В этом случае указанная организация также должна быть аккредитована предприятием-производителем и ее обязательства по
сервису должны быть указаны в договоре на поставку (в этом случае договор может быть трехсторонним: поставщик-покупатель-ответственный за сервис).
В тех случаях, когда поставщик изделия и сервисная служба географически находятся достаточно далеко от покупателя (пользователя) изделия в договоре следует указать порядок обеспечения ремонта в случае выхода из строя изделия в течение гарантийного срока. В частности следует определить, должен ли специалист по сервису прибыть в ЛПУ для диагностики и ремонта на месте, или изделие должно быть направлено в сервисную службу, где имеется необходимая специальная аппаратура. Указанный вопрос должен решаться по договоренности между покупателем и поставщиком в зависимости от характера неисправности и громоздкости изделия.
В том случае, когда покупатель медицинского прибора не позаботился о том, чтобы в договор на поставку были включены обязательства поставщика по сервису, поддержанные изготовителем, предприятие-изготовитель имеет право отказаться от выполнения своих обязательств по сервису. Такая ситуация имеет место при поставке медицинской техники так называемыми "серыми" дилерами и продаже бывшей в употребление медицинской техники.
Все сказанное относится не только к отечественной, но и к зарубежной технике, импортируемой в Россию.
Начиная с 2002 г. отменено обязательное лицензирование деятельности, связанной с поставкой медицинской техники. Можно ожидать, что количество фирм, распространяющих медицинскую технику увеличится. Это может привести к росту числа поставок техники от случайных и "серых" фирм, которые не берут на себя ни какой ответственности за обслуживание поставляемой ими техники.
Для исключения подобных случаев рекомендуется заказчику (покупателю) медицинского оборудования обязательно включать следующие пункты в договор поставки:
Эти рекомендации, естественно, должны быть обязательными при закупке медицинской техники за счет бюджетного финансирования.